Михаил Горба: «Не могу бросить на произвол судьбы свое детище!»

Источник:сайт llb.su

— Многократно слышал как от очевидцев, так и от случайных людей о твоих принципиальных разногласиях с Кокуниным на одном из первых президиумов ФБСР. с твоим участием. Расскажи, что там было, и где сейчас Александр Юрьевич.

— Начну с конца вопроса. Надеюсь, что гораздо ближе к бильярдному спорту, чем я.

Что касается конфликтов с ним, то действительно был период, когда мое отношение к нему из-за двух эпизодов резко изменилось в худшую сторону.

Первый из них – отстранение от участия в турнире на одном из кубков Лонгони, скорее всего в 2010 году, Михаила Залывского. Он единственный на тот момент игрок питерского бильярда остался в 32 сильнейших турнира, и его отстраняет питерский же главный судья Александр Юрьевич Кокунин. Михаил пришел на игру с каким-то москвичом без бабочки, договорился с соперником, что берет 20-минутный тайм-аут и сбегает за ней. Человек подождал минут 5 и, подойдя к судейскому столику, заявил о неявке Михаила на игру. Я за честное судейство, но в данной конкретной ситуации при ее неоднозначности можно было отыграть назад, не лишая свой город представительства. К тому же были подозрения, что сказалась личная неприязнь к Мише, который очень стремительно прогрессировал, чего не удалось до этого Кириллу Кокунину.

Второй эпизод. Как я уже сказал тебе выше, у меня твердое убеждение, что на волонтерах и безвозмездном труде сотрудников далеко не уедешь. Это же относилось и к партнерским отношениям. Я неоднократно просил Александра Юрьевича еще в 2009 году помочь с продвижением «Бильборда» среди регионального судейского корпуса. Для чего он обещал воспользоваться серией запланированных в программе обучения ФБСР региональных семинаров повышения квалификации судей. Поскольку воз не сдвигался, я предложил ему стимулирующее ежемесячное вознаграждение в размере 5000 руб. Пустяк, но приятный. После нескольких подобных транзакций он попросил гонорар вперед сразу за 5 месяцев, потому что собрался купить машину. У А.Ю. существовали ранее определенные проблемы дисциплинарного характера из-за имевшихся у него человеческих слабостей, которые порой негативно влияли на процесс подготовки крупных турниров, где он предполагался в роли главного судьи. Поэтому была мотивация помочь ему сесть за руль автомобиля. Таким образом, у него возникали определенные обязательства передо мной по продвижению «Бильборда» на 5 месяцев. В итоге спустя месяца три звонит Владимир Павлович и недоуменно спрашивает, почему вместо нашей программы Кокунин в обход меня вышел с предложением утвердить в качестве официальной программы проведения турниров ФБСР/МКП «Турнаментсервис». Если не ошибаюсь, тогда В.П. настоял, чтобы это был «Бильборд», но Кокунин на пару с сыном Кириллом вел трансляцию в двух программах, и в нашу заносил данные об сыгранных встречах с опозданием.

Я решил, что такое поведение недостойно для руководителя судейского корпуса, и высказал свое мнение коллегам перед ближайшим Президиумом, где обсуждались изменения в структуре президиума ФБСР, и предстояло переназначение председателя судейской коллегии. На тот момент в рядах Президиума ФБСР возникло две различных группы, имеющие различные мнения относительно кандидатур на вакантные должности. Состоялись обсуждения персоналий, где я достаточно открыто высказался против кандидатуры А.Ю. В результате наша команда оказалась более аргументированной, и из ее рядов был выдвинут в руководители судейской коллегии Аркадий Лошаков.

Игорь Филиппов сохранил за собой должность директора по пирамиде, я меня назначили вице-президентом по информационной политике. Мою кандидатуру поддержали Яков Фирсов, Александр Пухленко, Андрей Степаненков, Игорь Филиппов, Валерий Грищенко и ряд других коллег по регионам, с уважением относившимся ко мне и как к товарищу, и как к руководителю серьезного бильярдного проекта — ЛЛБ. Против выступал Виталий Мант, претендовавший на пост в Президиуме, его шеф по МКБС Иванов.

Если не ошибаюсь, на том же президиуме В.П.Никифорова отстранили от текущей работы в ФБСР на период проводимой внутренней проверки. А.Ю.Кокунина назначили главным судьей ФБСР, на этом и остановились. Позднее я схватился за голову от персоны Лошакова. Наверное, он хороший человек, но как функционер и как судья оказался слишком невнятный, из прошлого века. Я руководствовался тем, что человек имеет опыт преподавания, пишет книги, теоретик, а вживую на этом президиуме видел первый раз. Других кандидатур не нашлось, а Кокунина выбирать не хотелось. Вот и весь инцидент, после которого долгое время избегал общения с Кокуниным. Давно с ним не встречался. Обиды давно прошли, программа «Турнаментсервис» оказалась удобнее для Александра Юрьевича, это тоже повлияло на выбор, но поступать он в любом случае должен был, на мой взгляд, иначе. Сейчас иногда обмениваемся через WhatsApp картинками, кочующими в интернет, благо телефоны друг друга у нас есть. Как судью считаю его одним из сильнейших за годы моего наблюдения в отечественном бильярде. С Кирюхой даже играл в парном турнире «мастер+любитель» в «Шаровне на Аптекарском». Талантливый игрок и скромный отзывчивый человек.

Что касается ФБСР, не владею ее нынешним составом. С Яковом Львовичем созваниваемся один-два раза в год по случаю д/р. То же самое с П.Н.Завальным. Изредка поддерживаю связь и с В.П.Никифоровым. Она не прерывалась и в период нахождения его в местах не столь отдаленных. С возрастом стараюсь никого не судить и не давать встречного повода. Хотя остался небольшой осадок от того, что за все сделанное мною и моими коллегами в бильярде за годы активной работы, у ФБСР не нашлось поводов и инструментов сказать официальное спасибо. Только питерская ФБС в лице моего друга и бывшего партнера по ряду проектов А.Н.Пухленко всегда старалась поддержать.

— Если ты будешь составлять фотопортрет-коллаж бильярдного мира, в котором ты обитаешь уже более 20 лет, какие лица на нем должны появиться?

Лица близких мне и дружественных людей, выдающихся бильярдистов, а также тех, кто сыграл значительную роль в бильярдном мире и в моем появлении в нем:
Лариса Демьяненко (моя супруга), Кристина Горба, Матвей Горба, Борис Дризин, Геннадий Ветров, Алексей Понкратьев, Владимир Бронников, Виктор Пшеничников, Руслан Кориненко, Мария Хомина, Алексей Осиновский, Станислав Булацкий, Василий Схаб, Анатолий Ермаков, Владимир Аверьянов, Михаил Еремеев, Михаил Гохман, Владимир Абдюшев, Юрий Милованов, Владимир Тихонов, Александр Теркин, Александр Пухленко, Борис Каменский, Валерий Яровой, Александр Ляпустин, Антон Шадчин, Павел Завальный, Яков Фирсов, Владимир Никифоров, Сергей Бондарев, Алексей Денисов, Андрей Вилль, Ирина Горбатая, Евгения Желдина, Катя Лазарко, Ксения Привалова, Михаил Еремеев, Аркадий Теплицкий, Евгений Чернышев, Вячеслав Аракелов, Павел Тимец, Олег Сибиряков, Павел Немчинов, Юрий Заякин, Александр Ермолаев, Ольга Милованова, Александр Алмакаев, Николай Сысоев, Виталий Архипов, Юрий Пащинский, Диана Миронова, Евгений Сталев, Александр Паламарь, ... и многие, многие другие!

— Твоя роль в бильярде сегодня. Какие есть бильярдные планы? Как ты оцениваешь сегодняшнее состояние ЛЛБ и ее перспективы?

— Моя роль в бильярде на сегодня – не играть на сцене, а присутствовать в зрительном зале. Не хотелось бы добавлять в наше с тобой интервью излишние драматические нотки. Все, что я делал в бильярде, я делал с желанием и полной самоотдачей, подобрав команду ЛЛБ под стать себе. Тратил столько своих денег и на те проекты, которые считал интересными и полезными для бильярда, порой ошибался. Как говорил один выдающийся римлянин – «Сделал, как мог. Пусть кто может, сделает лучше».

Мы много дискутировали с моим партнером по ЛЛБ Виктором Пшеничниковым относительно финансовой концепции проекта. Точнее относительно того, на ком/на чем зарабатываем. Запуская проект, мы абсолютно не предполагали, что он приобретет такие масштабы. Когда стало понятно, что сопровождение и развитие проекта возможно только с профессиональной командой, возникла потребность в поиске источников финансирования. Виктор склонялся к платным сервисам для игроков/пользователей сайта. Я был сторонником бесплатных услуг и продуктов на нашем ресурсе с конвертацией их заходов на сайт llb.su в количество рекламных поступлений от партнеров и спонсоров. В этом меня окончательно убедили попытки продаж «Азбуки бильярда в картинках» через сайт и платных просмотров программы «Абрикос», которые закончились ничем. Наш брат-бильярдист тяжело расстается с деньгами и не готов платить ни за что, кроме как за забитые ему шары в коммерцию и за участие в кассовых турнирах. Уверен, что если бы не стагнация бильярда и не падение интереса к нему со стороны массового потребителя, все было бы так, как задумывалось, и мы давно прошли бы точку безубыточности.

Планы самые что ни на есть амбициозные – держать в руках кий хотя бы раз в месяц. И пока из-за пандемии – несбыточные!

ЛЛБ состоялся как проект, имеет устойчивую аудиторию и доведенные до высокой степени готовности программные разработки. Тем не менее, тюнинг нужен, как визуальный, так и технологический. Речь идет и о доработках в «Бильборде», и пополнении турнирных схем новыми сетками, и обновление регламента проведения турниров под эгидой ЛЛБ, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. С повторной попыткой организовать всероссийский финал ЛЛБ в завершение календарного и турнирного 2021 года, но уже по более проработанной организационно и финансово основе. Надеюсь, что все это удастся сделать в обозримом будущем команде московского подразделения ЛЛБ, принявшего на себя бразды правления проектом. Костяк команды, как уже сказано выше, тот же: модератор проекта Дмитрий Шешин, Виктор Пшеничников, Руслан Кориненко, Платон Бочоришвили, Андрей Дубарев, Мария Хомина и ряд региональных ветеранов-представителей ЛЛБ.

Ну и я, если чем-то смогу, всегда помогу! Разве можно бросить на произвол судьбы свое детище, в которое вложено столько энергии, сил и средств! Проект ЛЛБ на сегодня, несмотря на коронавирус, уже не чемодан без ручки, а чемодан на колесиках, к которому надо приделать удобную ручку!