Александр Пухленко: «Я не считаю «невку» идеальной, но это одна из самых зрелищных игр, которая заставляет тренироваться»
Источник: сайт llb.su
Автор: korall
Предлагаемый вашему вниманию текст – не совсем интервью в привычном понимании. Это, скорее, монолог на заданную тему с пространными, зачастую исключительно интересными отклонениями в прошлое. Это, по сути, памятник бильярдной мысли эпохи. С Александром Николаевичем можно не соглашаться, можно и нужно спорить (уж что-что, а побеседовать о бильярде знаменитый «Матрос», побывавший в бильярде на всех мыслимых и немыслимых ролях, готов в любое время дня и ночи), но очевидно, что он говорит искренне и фанатично любит бильярд.
Впрочем, картину бильярдной жизни, нарисованную господином Пухленко, особо веселой не назовешь. Лично у меня сложилось впечатление отсутствия какого-либо стратегического плана развития бильярда в «верхах», доходящего временами до полного абсурда. Изменения в правилах игры и регламентах решающих матчей, которые принимаются на ходу и о которых не знает даже вице-президент по спорту!
И учтем, что весь этот текст принадлежит единственному профессионалу в руководстве МКП. Александр Николаевич предстает в этом интервью ярым адептом «секты телевидения», готовым ради попадания любимой игры на ТВ полностью ее изменить. Правильно ли это? Очевидно, что у многих это вызывает, как минимум, сомнение.
Пожалуй, ни одно интервью у меня лично не вызывало такого внутреннего несогласия. Но это отнюдь не мешает искренне уважать Александра Николаевича хотя бы за то, что он был и остается единственным бильярдным чиновником высокого ранга, к которому всегда можно обратиться и получить детальные ответы на любые вопросы. Пусть и после этих ответов вопросов возникает еще больше. В общем, читайте, комментируйте, высказывайте свои мысли.
P.S. Александр Николаевич обращает особое внимание на то, что интервью он дает исключительно, как частное лицо, и его мысли категорически нельзя отождествлять с позицией официальных руководящих бильярдных организаций.
- Александр Николаевич, предлагаю начать разговор с вашего изобретения под названием динамичная, она же невская пирамида. Пожалуй, ни одна игра не подвергается такой жёсткой критике. Ее считают недоразумением, многие годы требуют, правда, безрезультатно, убрать из официальных игр. В то же время, есть игроки из числа ведущих, которые называют эту игру своей любимой. В связи с этим несколько вопросов:
1. История и цель создания «невки».
2. Если это была тренировочная игра (слышал такое от вас), то как она стала официальной игрой с проведением по ней чемпионатов мира.
3. Почему столько раз менялись по ней правила?
4. Украинский тренер Александр Синякевич предложил вариант, в котором после забитого свояка играть можно исключительно тот шар, от которого этот свояк был забит. На единственном турнире по этим правилам отзывы были исключительно положительными. Не думали ввести в их в официальные?
- Невская была создана для определённых целей. Надо идти к истокам - появлению федераций бильярдного спорта. Обращаю внимание: не бильярда, а именно бильярдного спорта. Спорт – это зрелищность, это массовость, это массовая зрелищность. Для меня классический русский бильярд – сродни искусству. Это строгие лузы, это ювелирные отыгрыши, проводки. Я сам классическую русскую пирамиду в исполнении мастеров смотрю с восторгом. Но надо понимать, что одна партия в русскую пирамиду может длиться и час, и два, и три. Если столкнулись два мастера отыгрышей – то о-хо-хо (смеётся). И при этом шары были неровные, столы кривые. Игроки знали все нюансы своих столов, отыгрывались, учитывая эти нюансы. Это мастерство, помноженное на два.
Что касается спорта, то спорт – это нечто иное. Классический русский бильярд не мог быть спортом. Собственно, он никогда и спортом не был за всю историю, начиная, как считается от Петра I. По крайней мере, в 1750-1780 годах уже играли вовсю, а в 1850 году была книжка с правилами русской пирамиды. Вернее, русской пирамиды и русской партии. Прошу не путать эти два понятия. Русская партия – это как раз кайза, которую финны сохранили, а мы, к сожалению, по некоторым причинам, забыли. Так что русский бильярд никогда спортом не был, это всегда была коммерческая игра. Я это, конечно, где-то понимал. Но перелом произошёл в Ярославле. Владимир Левитин там проводил хорошие турниры, я года 4-5 туда постоянно ездил. Мы с Владимиром Левитиным хорошие друзья, я вообще к нему часто приезжал в гости. И вот как-то сидим с ним, пьём чай. Он меня спрашивает, как дела, что нового в Петербурге. Я рассказываю: «Белые ночи», чемпионат России, то да се…Он на меня так немного, как мне кажется, печально посмотрел, и сказал: «Саша, запомни одно. Русский бильярд был создан для отъёма денег у лохов, и к спорту никакого отношения не имеет».
Мне сначала эта фраза показалась странной, а потом подумал, что так оно и есть. Все правила русского бильярда – строгость луз, отыгрыши. Кстати, русская пирамида – далеко непростая игра. То, что сейчас ребята катают, забивают все подряд – это не русская пирамида. Русская пирамида на очень строгом столе это совсем другое дело. И не зря номера на шарах. На двойке отыгрывались, четвёрка называлась «гроб». Ее во многих случаях вообще не рекомендовалось класть. Спроси сегодняшнего игрока, почему четвёрка – это «гроб», и когда ее не надо класть – кто ответит? Мало мастеров осталось, кто в нее умеет играть по-настоящему. Может быть Сталев, и то, Сталев – это все-таки игрок нового поколения. Все очень интересно, но массовому зрителю это смотреть невозможно. За три часа забивается 8-9 шаров. А спортивный бильярд – это массовость. Если мы хотим попасть на ТВ, должна быть массовость. Телевидение интересуют миллионы. Один, два, три. А что будут смотреть миллионы? Вот Паламаря как раз и будут смотреть.
И поэтому правила начали меняться. В 1989 году появились федерации, начали проводиться городские соревнования. Все стали понимать, что старые правила – это ужас. Проводить турниры по ним нельзя. Стоят два шара на борту, игрок подходит, касается одним шаром другого. Потом следующий делает также. Гонят шар к лузе 15 минут, потом кто-то ошибается, начинают гнать к другой. И кто это будет смотреть? Начали с того, что ввели правила отыгрыша, поиграли год-два, потом меняли дальше.
Те любители русского бильярда, кто сейчас говорит, что вот, убили русский бильярд, надо играть по старым правилам, на строгих столах, они не понимают, о чем говорят. Не понимают, что это невозможно. Просто НЕ – ВОЗ – МОЖ – НО. Разыгрывать большие деньги по правилам, когда можно просто касаться шаров? Это просто фантастика. Для любителей «истинного русского бильярда», которые ратуют за старые правила, приведу пример чемпионата мира в Будапеште. Играли в американку по старым правилам, биток с разбоя подкатывали сзади от короткого борта к пирамиде. Главное, чтобы сейчас люди не упали со стула: играли встречи до двух побед! В американку до двух побед! Матчи шли по три часа. Игрокам, может быть, и было интересно. Но смотреть на это невозможно! Показывать это нельзя.
Федерация бильярдного спорта начинает менять правила для того, чтобы это можно было показывать и смотреть. Возникает конфликт интересов. Конфликт интересов игроков и зрителей. Федерации в этом вопросе занимают позиции зрителей. Если бильярд не появится и не закрепится на телевидении – его ждут тяжелые времена. Еще не так давно турниров-миллионников было около десятка. Киров, Оренбург, и так далее. Была даже идея объединить эти турниры, создать общий рейтинг – нечто вроде Кубка мира, может быть с общим финалом (помню, в 2013 году мы с Александром Николаевичем обсуждали этот вопрос, по его просьбе провёл беседы с организаторами пары турниров. Тогда эту идею не реализовали, чуть позже это стало неактуально – прим. ред.). Что осталось? – Кремль, мэр, Саввиди. Все. Ну еще пару турниров. В бильярде нет спонсоров.
Я помню в бильярде двух-трёх спонсоров. Именно спонсоров. Спонсоры – это люди, которые вкладывают средства в бильярд в надежде получить отдачу. Материальную или в виде рекламы. Это фабрика «Старт», которая поддерживала Кубок городов Евразии в надежде потом продать столы, или «Зелёная марка», которая проводила серию своих любительских турниров. Все кубки губернаторов, Саввиди – это же не спонсоры. Это меценаты – люди, которые любят бильярд и вкладывают деньги, не рассчитывая на отдачу. Так вот, без телевидения у нас спонсоров не будет. И это надо понимать. Многие игроки этого не понимают. Нам надо делать все, чтобы попасть на телевидение. Может, в ущерб себе. «Хлопушка» - да, на первое время «хлопушка». Чтобы создать группу людей из нескольких миллионов, которые будут разбираться в правилах, которые будут хлопать отыгрышам, проводкам, а не тогда, когда упадёт «дурак». Вопрос сложный в моральном плане. И я считаю, что спортивные федерации делают все правильно. Они взяли сторону зрителей.
И вот теперь, после такого сложного начала, можно перейти к невской пирамиде.
Почему появилась невская пирамида? Потому же, почему появилась и европейская пирамида, и европейская пирамида с двоим разбоем. Это была попытка подтянуть европейских игроков. Это делалось для развития русского бильярда и продвижения его по странам и континентам. Мы уже недавно говорили о том, что для того, чтобы русский бильярд вошёл во Всемирную конфедерацию, нужно было 50 стран. И для присвоения званий мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта надо, чтобы на чемпионатах мира участвовало много стран, а не 5-6. Почему Миронова столько лет не получает «ЗМС»? Вот именно потому, что на женских чемпионатах мира нет нормального количества стран. Почему Мажирина в своё время получила? Потому что у Владимира Павловича были хорошие связи, и он протащил это решение. Я слышал, недавно в Дагестане присвоили звание «кмс» 7-летнему мальчику, хотя «КМС» присваивается с 14-летнего возраста. Почему тогда присвоили? – Пробили, договорились. Каким-то образом то делается. Но официально, для того чтобы присвоить «ЗМС» надо порядка двадцати стран. Вот для этого и меняли правила.
Плюс к этому, тогда еще была вера в то, что подтянутся пулисты. Надеялись, что многие мастера пула в возрасте будут играть в русский бильярд и ездить на наши чемпионаты. Тот же Франциско Бустаманте приехал на 10 дней в Россию, в том году, когда в гостинице «Пекин» играли два брата Сталева. Бустаманте был приглашён на этот турнир. Я ему рассказал правила, показал ряд специфических ударов – закрутки по борту, свои с верхним винтом по дуге. Меня как раз эти свояки по дуге в его исполнении убили. Он их начал забивать без ошибок на второй-третий день. Бустаманте побыл несколько дней в Санкт-Петербурге, потом поехал в Москву и сыграл 2:2 с Митасовым. Тот был в шоке. С чужими понятно, но Франциско забивал свояков отлично. Техника пулистов позволяет им быстро освоить русский бильярд. Снукеристам сложнее, там другая совсем техника. Поэтому идея с привлечением пулистов в русский бильярд не была утопией. Но надо было как-то завлечь их, сделать правила под них.
Поэтому сначала появилась европейская пирамида – американка без свояков, одни чужие. Но американка только с чужими –вяленькая игра, там легко отыгрываться. Поэтому появилась европейская с двойным разбоем, потом американка с двойным разбоем – с целью придать игре максимальную динамичность (при всем уважении к Александру Николаевичу удивляет, что по этой логике не додумались до игры американка только с холостыми – прим.ред.). Провели по этой игре несколько турниров, чемпионат мира. Но получилось не очень. То ли мы плохо прописали правила, то ли судьи не решились их применить. Я хотел, чтобы при счете 4:4 до пяти побед играли до разрыва в две партии. Но в финале что-то произошло, по-моему Сталев играл (очевидно, речь идет о финале первого чемпионата мира МКП в Киркеле, где Сталев выиграл 7:6 у Мударисова - прим. ред.), и при счете то ли 4:4, то ли 5:5 (на самом деле 6:6) назначили контру. Смотрелось убогенько. Финал чемпионата мира, и человек разносит сам себе кучу, собирает и становится чемпионом. Глупо. А вот если бы играли, как я хотел, до разрыва в две партии, вот тут-то было бы намного интереснее. Но для зрителя это была самая зрелищная пирамида – может быть даже чересчур зрелищная. А какое психологическое напряжение! Игрок понимает, что если он ошибётся, то соперник за ним соберёт. Для телевидения – отличный вариант. Может стоит попробовать провести по такой игре ТВ-турнир.
Невская пирамида появилась на волне привлечения иностранцев в русский бильярд. Я тогда в федерации бильярдного спорта России возглавлял пул. Сам я в пул не играл, но мне была интересна эта игра. Я развивал пул, проводил чемпионаты России, тогда же появился Кубок России, спонсированный фирмой «Dynamic». Я с ними договорился, и получилось очень неплохо. В финале Кубка России - «Dynamic» призовой фонд был 10 000 долларов. Десять тысяч долларов! Это было в 1994-1995 году, столько стоила однокомнатная квартира в Санкт-Петербурге. Возникла идея симбиоза московской пирамиды и пула. Ввод битка с руки – это чисто пуловская тема. Предполагалось, что невская пирамида даст шансы пулистам. Каким-то образом они забивают свояка, а потом с руки делают серию. Ведь если в американку пулисты еще боролись, то в московскую у них шансов не было вообще. Игроки в русскую пирамиду играли в невскую в самом начале такими «двоечками» - чужой-свой, чужой-свой, а иностранцы просто подряд клали чужих. За счёт хорошей кладки финны клали по четыре–пять чужих, хотя это и не совсем правильная тактика. В общем, невская пирамида была создана.
Она не сразу стала официальной игрой, мы ее долго обкатывали, проводили по ней турниры, в основном, в рамках «Белых ночей», усовершенствовали правила. Сначала при игре с руки можно было класть и свой тоже. То есть забить чужой, и вместе с чужим играть свой. Многие, я их называю старорежимные игроки, которые вообще не делали рискованных ударов, как они играли в «невку»: они ставили с руки два шара в угол, и на не сильном ударе по верху катили в угол. Чаще всего получалось, что чужой падал, а свой замирал у лузы. То есть, иногда он тоже падал, но обычно просто замирал у лузы и получалась патовая дурацкая ситуация. Игра была очень незрелищная.
На один из турниров приехал Нодар Квасроляшвили. Посмотрел на все это и сказал: «Слушайте, давайте поменяем правила. При игре с руки свой не должен забиваться». Мы поиграли, оказалось что так намного интереснее. И по этим правилам играли много лет. Уже потом, по-моему в 2017 году, Аркадий Лошаков поменял правила, связанные со штрафом под предлогом того, что все дисциплины должны играться по одному принципу. Я был против, но эти изменения прошли мимо меня, меня об этом не известили. На первенстве России смотрю: Балов делает явно неправильный ход с точки зрения старых правил, а мне говорят: так правила поменяли, причём игроков оповестили то ли непосредственно перед турниром, то ли вовремя (хорошо хоть не после с переигровкой уже сыгранных матчей. Вице-президент МКП по спорту узнает об изменении правил по ходу чемпионата России, весьма выразительное свидетельство о «работе» руководящей структуры бильярдного спорта – прим.ред.). Я к этому времени уже перестал с ним бороться. Я не понимал этих изменений тогда, не понимаю сейчас. Эта была изюминка – снял ты шар на полку, или решил играть с руки. Не снял, сыграл с руки, промазал, все: «ОООООО, надо было снимать!». Эти моменты обсуждались зрителями, комментаторами. Русскому бильярду не хватает драматичных моментов, которые будут обсуждать. С точки зрения универсальности правил может быть Лошаков и прав. А с точки зрения зрелищности – это шаг назад.
Невская пирамида никогда не была тренировочной игрой. Но эта игра, которая заставляет тренироваться. Это в московскую пирамиду ты скатываешь от пирамиды и ты король. И обладая одним таким ударом, ты можешь стать чемпионом мира. А в невскую это невозможно. Доходило до смешного. Поначалу игроки из десяти ударов с руки восемь мазали. Почему мазали? – Потому что давила психология. Старорежимные игроки были все игроки по отыгрышу.
Как работает мысль игрока по отыгрышу – я ударю чужого туда, а своячка, чтобы, не дай бог, ничего не случилось – спрячу вот туда. В невскую надо было делать все наоборот. Здесь надо играть по выходу. А этом слом психологии. Когда годами играли по отыгрышу, заставить себя играть по выходу было очень сложно. Вот тут все начало меняться. Вперёд пошли техничные игроки. Ведь у старорежимных игроков техники не было никакой вообще. И когда они начали забивать с руки чужого по выходу поняли, что они этого сделать не могут. А почему? – Потому что техники нет. Многим пришлось не то, что менять технику, которой не было, а вообще искать технику. Юрий Пащинский говорит, что невская пирамида это удары с остановкой шара. Нет. Насколько я понимаю «невку», игра с остановкой шара в ней как раз ошибка. Очень нервная игра, одна ошибка в ней стоит поражения в партии. И намного правильнее забивать с руки на нижнем винте. Я очень много комментировал матчей «Великолепной восьмёрки» - в большинстве случаев, когда игроки ошибались при игре с руки, они ошибались, пытаясь сыграть с остановкой шара. Паламарь, например, практически все удары делает на нижнем винте, с оттяжкой, причём с очень сильной. Он может поставить биток на то же место от двух бортов с оттяжкой. Юра, как раз, сделал решающую ошибку в первом финале «Великолепной восьмёрки» с Виджаем Дрангоем, пытаясь забить с остановкой шара.
А, вообще, игра очень нервная, в которой все решает психология. Поэтому с точки зрения спорта, это самая интересная и зрелищная игра. Здесь нет ската в одну лузу, как в американке. Многие играли в бильярд в домах отдыха, в домах офицеров. Я сам начинал в доме отдыха. И там подставку надо было либо выставлять на борт, либо играть третьим шаром. Забивать напрямую подставку – считалось не джентльменским поступком, а уж скатить несколько шаров в одну лузу через подставку – вообще было скотство какое-то. А тут зрители, которые привыкли к этим правилам, вдруг видят, как мастера скатывают в одну лузу целую партию.
Подводя итог скажу, что я понимаю, что игроки не любят играть в невскую пирамиду. Но между интересами игроков и интересами зрителей мы всегда выбираем интерес зрителей. Я не считаю «неявку» идеальной игрой, но это одна из самых зрелищных игр, которая заставляет игроков тренироваться, очень подходит для телевидения, а также имеет важную роль для развития бильярда.
Насчёт идеи Синякевича. Я вижу в этом определённый резон. Невская будет лучше в этом случае, но это все равно будет не то. Нужно добавить цветные шары и ввести премиальные удары. Например, дуплет должен премироваться. Есть такое мнение: хочешь проиграть партию – сыграй дуплет. Это абсолютно неконтролируемый удар. Забил – отлично, но где окажется прицельный шар после дуплета, особенно после промаха, никто не может сказать.
Я вижу перспективу в игре с двумя домами, по которой сейчас Бауров со Сталевым проводят турниры. Техника у игроков стала идеальной и в комбинированную пирамиду в контре скатывают по восемь с разбоя. Это незрелищно. Тоже самое с американкой – когда скатывают по восемь в одну лузу, это не только не зрелищно с точки зрения массового зрителя – того самого, который когда-то играл в бильярд в доме отдыха, где не играли подставки, это просто однотипно и уныло. Я видел, как на первом чемпионате мира стояли пулисты и «ржали» над этим. Они реально не могли понять, в чем «прикол», в чем сложность. Поэтому у американки и у московской пирамиды есть свои серьёзные минусы для показа по телевидению. «Невка» - тоже не панацея. А вот если добавить в эту игру Баурова цветные шары и премиальные удары – может получиться интересно. Я сейчас много играю в кайзу и понимаю, что для телевидения кайза – идеальная игра. Там есть комбинаторика, стратегия, цветные шары, серии отыгрышей, крупные серии, премиальные удары. Но она играется на 10-футовом столе. На 12-футовом она теряется. Я пробовал играть в кайзу на 12-футовом столе, пробовал играть со свояками, финнов научил, они турниры проводили, но это не то. Но я устал уже бороться, пытаться менять правила, тем более, там сейчас этим всем рулит Аркадий Львович.
Игроки могут создать профессиональную лигу, провести по своим правилам. Другое дело, что не попадут с ней на телевидение. Хотя, если найдут спонсоров, почему бы и нет?
Продолжение следует.
Ближайшие турниры
Серия соревнований "Открытый городской турнир с гандикапом. Квалификация к Финалу.
Серия соревнований "Открытый городской турнир с гандикапом. Финал.