Александр Пухленко: «Нам надо ложиться под телевидение»
Источник: сайт llb.su
По воде аки посуху,
кий в руке вместо посоха!...
- Сейчас делаю серию интервью с игроками. Всем задаю вопрос о правилах. Нет ни одного игрока, который бы сказал о существующих правилах доброе слово. Активный разбой, «дураки» - все это многие годы подвергается острой критике. Но идут годы, а ничего не меняется. МКП по скорости принятия изменений лично мне напоминает церковную структуру, где на решения любого вопроса уходят века. В Украине правила «Buffalo» сегодня уже общепринятые, которые практически полностью вытеснили свободную пирамиду. Есть ощущение, что МКП живет в каком-то другом мире, параллельном миру игроков.
- Так получилось, что я в предыдущем ответе затронул практически все эти моменты. Что касается пирамиды «Buffalo» - интересный вариант, но он кардинально ничего не меняет. Все тоже самое, построенное на скате в одну лузу. Поменять ситуацию кардинально в интересах телевидения может только игра с цветными шарами.
- Бильярд и ТВ. Популярна мысль, что для того, чтобы бильярд показывали по ТВ, необходимо вводить временные ограничения. Но все попытки играть на время заканчивались провалом, последний яркий пример – чемпионат мира в Кыргызстане. Может, все-таки, суть проблемы не в том, что надо ограничивать время, а в том, что наш продукт не вызывает интереса в целом? Может важнее навести порядок с правилами и организацией турниров? Пример снукера показывает, что если есть интересный продукт, трансляции могут идти сколько угодно.
- Это не совсем так. Действительно, снукер показывают и по четыре с половиной часа. Но это для них трагедия. Максимальная концентрация зрителей – полтора часа. Дальше идет отток. Скажем, если четырехчасовую снукерную трансляцию начал смотреть миллион человек, то через два часа остается 500 тысяч, после третьего часа – буквально 50 тысяч, а к исходу четвертого часа остается несколько тысяч. Спонсорам невыгодно размещать трансляцию в матчах, которые к концу никто не смотрит. Выходило много статей на тему, что четырехчасовые матчи это большая проблема. Марчин Кшемински активно работает с МОК по включению снукера в Олимпиаду. Ему сказали так: если снукер даже войдет в программу Олимпийских Игр, матч будет продолжаться один час. Что хотите, то и делайте, как хотите, так и меняйте правила. Снукер показывают, да. Но снукеру во многом повезло. Была забастовка футболистов, нечего было показывать, и начали показывать снукер. У русского бильярда таких шансов нет. Нас никто не приглашает на телевидение, просят большие деньги за показ. Нам нужно показывать высокий рейтинг, тогда с нас не будут драть деньги а, наоборот, мы будем получать деньги со спонсоров а, может быть, и с телевидения за показ игр. Поэтому ограничение времени необходимо. Я понял это еще в 2005 году, говорил много с телевизионщиками. Настоял на включении в правила фразы: «длительность партии или матча может быть ограничена». Так что ограничение времени – это вполне легальная вещь. Другое дело что то, что произошло в Киргизии – это неподготовленная вещь, такое надо обкатывать, а не выкладывать сразу на финал чемпионата мира. Это было абсолютно неправильное непонятное решение, о котором даже я не знал и его не понял. Такие решения убивают саму идею временного контроля (еще один штрих, ярко показывающий «работу» МКП: вице-президент по спорту не знает, по каким правилам будут проводить финал чемпионата мира – прим.ред.).
Я предлагаю посмотреть запись матча Есаков – Исламов с тремя периодами.
Получилось же отлично. Тогда не хватило не сил, не времени довести до ума, и я тоже не могу 100% времени отдавать бильярду. Но мы будем пробовать эту схему, я поработаю с Бауровым. В волейболе тоже был переход подачи, все это превратилось в нудятину, которую невозможно смотреть, поменялись правила – и все хорошо.
Подводя итог скажу: ограничение времени – единственный вариант попасть на ТВ. В любую игру. Иначе мы не застрахованы от матчей, которые будут идти по 5-6 часов. Попадутся в матче на большой интерес два соперника, играющих от обороны – и все. Когда мы играли в записи, еще можно было о чем-то говорить. А мы выходим на прямой эфир, и спонсоры приходят только на прямой эфир. В русском бильярде маленькие, узкие лузы к сожалению, и если сесть на плотный отыгрыш – то игра будет долгой. Вот сейчас матчи Кубка чемпионов укладываются в два часа. Так они кладут все. А если Анищенко и Вайнцвайга выпустить – и хана! Бильярд – это индустрия и политика. Если ко мне на награждение придет губернатор – это огромное значение для развития бильярда. С ним припрутся журналисты, покажет телевидение. Но как я его приглашу на награждение, если я не знаю, во сколько завершится матч? А для игроков будет какое благо. Все встречи будут расписаны по времени и столам. И не надо никаких доигровок. Не будет такого, что один играет шесть часов и выходит на свежего партнера, который играл полтора часа. Да, это не совсем русский бильярд. Это спортивный русский бильярд. Русский бильярд – это не спорт. И мы его не можем развивать, как спорт. Поэтому надо вводить изменения. Но вводить же правильно, а не так, как у нас – неподготовлено, когда даже судьи не знают, что делать. Кубок Кремля и чемпионат мира в Киргизии – два страшных удара по идее ограничения времени, когда ее довели до абсурда.
Но ставя в приоритет интерес зрителей, мы тем самым печемся об игрокам, о призовых фондах. Ведь откуда браться призовым фондам – от спонсоров. Меценатов уже не будет, меценаты уйдут, кризисное время. А спонсорам нужна отдача. На интернет-трансляции спонсоры не придут. Им нужна аудитория от миллиона. А в интернете миллион будет не скоро. Да и каким образом? А так может быть появится телеаудитория, которая потом и в интернет придет. Когда-то, со временем, интернет-трансляции сравняются с телевидением. Но сейчас у телевидения аудитории в разы больше, и нам надо ложиться под телевидение. И те же игроки получат все дивиденды в виде призовых фондов, но только позже. Но если сейчас этого не сделать, это путь в никуда.
- Новые шары. В чем идея? Для чего они вводятся? Введение новых шаров вызывает серьезный протест у игроков. Многие считают, что это бизнес-проект, направленный на то, чтобы продать миллионы комплектов шаров.
- Шары – не знаю, насколько это интересная тема. Ее уже всю обсудили, все для себя составили мнение. Нашли виновных. И люди, наверное, имеют право думать, что везде обязательно должна быть коррупция, кто-то должен зарабатывать. Наверное, это так. Но не всегда. Есть такие люди, я их называю фанатиками. Которые могут сделать все и без денег. Вот я себя отношу к таким фанатикам. Конечно, если можно сделать за деньги – я сделаю за деньги. Но многие вещи я спонсировал сам, и мне важнее, чтобы что-то состоялось, был какой-то результат. Я много своих денег потратил на бильярд, и продолжаю тратить. «Великолепная восьмерка», журнал «Покати шаром». Михаил Иванович Горба не даст соврать.
Он порядка года был моим соинвестором, вместе дотировали журнал. Но у него терпение закончилось раньше. А я еще какое-то время продержался, хотя ближе к финишу вынужден был перевести журнал из ежемесячного в формат ежеквартального. Это заведомо убыточный процесс. Да, можно озвучивать свои мысли, проводить какие-то идеи, но это чисто меценатский проект. Изначально планировалось, конечно, зарабатывать на журнале, привлекать спонсоров. Но годы шли, спонсоров не было, и закончилось все тогда, когда закончились деньги. Закончились эти два проекта. А то бы мы «Великолепную восьмерку» до сих пор бы смотрели. А спонсоры на «Восьмерку» не пришли по одной причине: недостаточное количество зрителей для серьезных спонсоров.
Если говорить о новых шарах, сначала надо вспомнить старые. Были такие тяжелые шары «Super Aramith». Когда появились эти шары, была смена шаров во всем бильярде. Есть масса «Aramith», которая была изобретена где-то 60 лет назад. Из нее делали шары для снукера, пула и для пирамиды. Но наука на месте не стоит, и появилась смесь «Super Aramith». Она была более качественная, более стабильная. Получалась лучшая центровка шара, меньший разброс по массе и диаметру. Снукер и пул начали делать из этой массы, нас тоже это заинтересовало – почему бы не сделать такие шары для пирамиды, если эта смесь такая хорошая.
Встретились мы с руководством Saluc, согласовали название «Арамит Супер Про», и они их запустили в серию. Шары стали в продажу, мы провели несколько чемпионатов мира, России. И что выяснилось: для пула и для снукера эти шары были благо. Когда этот шар бьешь с боковым винтом, его меньше скидывает, он лучше удерживается на траектории. Но когда шар стал очень тяжелым, им стало очень трудно управлять, особенно при игре «дуговиков». Стали быстро разбиваться битки, рваться сукно на углах. Они оказались тяжелее на 10-15 грамм, и это было критичным. Шары умерли сами по себе. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Надеюсь, что фирма «Saluc» не понесла больших убытков, хотя этих шаров купили не так много. Я в Питере могу назвать всего три клуба, которые закупили тяжелые шары.
О тяжелых шарах поговорили, теперь поговорим о легких. Снова обратимся к истокам. Приехал Винокур на Кубок «Лонгони». Год точно не помню, но уже достаточно давно. Приехали финны, привезли шары для кайзы. У нас шары весят 280 грамм, у них 230. Стали нам показывать правила кайзы. Паламарь был тогда в великолепной форме, сразу говорит: «Давайте на бабки сыграем». Но кайза игра специфическая. Саша быстро проиграл долларов 300-400. Винокур тогда у него был наставником, говорит: «Нет, ничего не выйдет, хватит палить деньги. Дай-ка я попробую».
Винокур исключительно техничный игрок, в пул много играл, а в кайзе как раз надо пуловская техника. Все удары на винтах, надо постоянно делать карамболи. И он стал играть с финнами, отыграл все, что проиграл Паламарь, и еще сверху долларов двести выиграл. Первый раз играя в кайзу! Это, правда, был непривычный для финнов 12-футовый стол, но, тем не менее. И Винокур после игры воскликнул: «Какие хорошие шары! Почему мы играем этими камнями?». А ведь советские старые шары были по 220 грамм, и мы на них выросли. Юрий Соснин, Валерий Иванов «Путало» - они же такие шары по дуге забивали, а все потому, что шары лёгкие были.
И мы написали письмо в «Saluc», с которыми я был знаком с 1991 года. Пришёл ответ, что есть масса, из которой можно было бы сделать шары 230 грамм, но она по экологическим показателям уже не проходит в Европе, и поэтому не получится. Тогда эта история на этом и заглохла.
Прошли годы, и каким-то образом, уже не помню, эта тема снова всплыла. Было это лет восемь назад, как раз после истории с «суперарамитом». Мы снова написали в «Saluc», что, мол, тяжелые шары нам не подходят, хотим легкие. Мы сделали ошибку, извините. Какие шары вы нам можете сделать? Переписка затянулась больше, чем на год. Они отвечали очень вяло, где-то раз в месяц. Но, в итоге, мы их доканали. Бельгийцы нам сказали, что могут сделать шары диаметром 68 мм. и весом 250 грамм. Была изготовлена первая экспериментальная партия. Сразу скажу, что никакого коммерческого интереса ни у ФБСР, ни у МКП не было. Почему? В своё время, когда создавалось сукно, мы хотели, чтобы все сукно шло только через одну фирму, которая работала на МКП. Нам ответили, что это категорически исключено. Вся продукция – сукно, шары будет доступна абсолютно всем дистрибьюторам. Люди могут остаться при своём мнении, а могут взять ручку и посчитать. Никаких миллионных прибылей тут нет.
Не предполагалось, что все клубы должны закупить эти шары. Это задумывалось, как спортивная составляющая. Все спортсмены, организаторы турниров должны быть обеспечены этими шарами и все. Это 400-500 комплектов. Закупочная цена около 140 евро. Все шары продаются напрямую дистрибьюторам в странах, минуя посредников. Это любой может проверить. Если предположить, что фирма «Saluc» даёт откат. Но сколько там? 10%. 14 евро с комплекта? Один смех. Никаких миллионов нет, и нет возможности что-то серьёзно заработать. Фирмы Simonis и Saluc работают напрямую, никаких откатов не дают. Так что финансовая сторона этого дела никакая. Более того, за восемь лет этой эпопеи я потратил немало своих собственных средств. За свои деньги много раз ездил в Бельгию. Так что речь идет не о прибыли, а об убытках. Те, кто пишет про миллионные прибыли в русском бильярде, наверное, не совсем понимают о чем идет речь. Клубы никогда не будут менять шары, и никто не в силах их заставить. На столах никаких изменений вносить не надо. Кто хочет, может во время плановой замены резины немного заузить лузы. Вообще смешно об этом говорить. Никакой финансовой аферы здесь нет.
Параметры 250 грамм и 68 мм., которые были у шаров в экспериментальной партии, нас бы идеально устроили. К сожалению, «Saluc» прислал нам письмо, в котором извещала, что эти шары не прошли их внутренние испытания, и они их нам поставлять не смогут. Для того, чтобы облегчить шары, массу «Super Aramith» пришлось разрыхлить. И шар «поплыл». При такой концентрации вещества они не смогли гарантировать качество. Они еще раз провели испытания и сообщили, что шар диаметром 68 мм. весили 272 грамм. Но мы то хотели шары легче. «Saluc» сказали, что единственный вариант – уменьшить диаметр на один миллиметр. Шары диаметром 67 мм. будут весить 256 грамм. То, что нам надо. Учтем еще, что это новая инновационная масса, и разброс шаров по весу в одном комплекте максимум один грамм. У шаров «Премьер» разброс доходит до 20 грамм. Когда ты при такой разнице играешь свояка, ты его просто не забьёшь. При этом это не брак. Сама фирма «Saluc» даёт разброс у «Премьера» 5 грамм, а в реальности – еще меньше. С диаметром – та же ситуация. Не верите – возьмите свои шары и перемерьте. Они не 68 мм., они 67,5-67,6 мм. Мы как-то нашли «Премьер» диаметром 66,8 мм. А новые шары – 67,2-67,3 мм. Разницы, по сути, нет никакой. Зачем копья ломать?
Игроки после чемпионата России в Сочи подняли проблему, что шары массово вылетают со столов. Но это вопрос техники. Шар легче, и если чуть приподнять кий, получается микро-джамп, и шар вылетает. Но уже все привыкли. На Кубке чемпионов сыграли 22 партии. И что? Хоть один шар вылетел? У Серёжи Крыжановского один из самых сильных ударов. И ничего не вылетает. Потому что он бьёт технично.
Кстати, о Крыжановском. Все эти тестовые шары я привозил и Сталеву, и на турниры. Последнюю версию привёз в «Принц» на «Легенды СССР». Подошли Сталев с Крыжановским, активно начали тестировать. Для меня Сталев – это игрок, который лучше всех разбирается в бильярдном оборудовании. Начали забивать такие дуговики, что у меня глаза на лоб полезли. Оба сказали, что шары прекрасные и надо их запускать. Это стало отправной точкой. Я подошёл к Завальному, и сказал, что это максимум, что мы можем сделать, диаметр 67 мм., игрокам нравится. Можно было сделать 66 мм., но это уже точно потребовало бы замены оборудования, на это мы не пошли. Хотя Сталев в своё время считал, что 66 мм. – это идеальный диаметр для русского шара. В общем, диаметр 67 мм., вес 250 грамм – с такими параметрами шары пошли в производство. И вот тут меня удивила позиция Сергея Крыжановского. Когда он стал активным противником новых шаров, я ему позвонил и спросил: «Как же так, ты же тестировал эти шары, сказал, что все отлично». Сергей ответил: «Да, но мы выполняли простые удары, я даже не знал, насколько ими тяжело играть с борта». Я не знаю, как комментировать этот ответ. Если шар меньше на несколько десятых миллиметра, им тяжело играть с борта? Я не понимаю. Поэтому, когда говорят, что мы ни с кем не советовались, это не правда. Может, конечно, стоило провести более широкую дискуссию…Эти шары более качественные, более сбалансированные, более ровные, почти без перепадов по весу и диаметру. Финны играют этими шарами уже 3-4 года, и у меня есть письмо, в котором они сообщают, что это лучшие шары за всю историю кайзы. А у нас их исследовали, пилили. Я не знаю зачем, правда. Неужели фирма «Saluc» будет жертвовать своей репутацией, чтобы впихнуть нам пятьсот комплектов шаров?
«Saluc» провели испытания, у меня есть сертификат, в котором сказано, что эти шары на 30% меньше подвержены стиранию. На что некоторые люди сказали: «Нет, мы не можем верить сертификату от производителя. Мы сами проведём испытания». Ну давайте, проводите испытания Mersedes, Audi, зачем мы им будем верить. Вообще, я плохо понимаю причину этой ситуации. Финны взяли шары, и начали играть. А у нас все как-то странно. Я занимался технической частью, тратил своё время, деньги, и мне не стыдно за эту работу. Они получились идеальными. У них большая перспектива. А время все расставит на свои места.
Ближайшие турниры
Серия соревнований "Открытый городской турнир с гандикапом. Квалификация к Финалу.
Серия соревнований "Открытый городской турнир с гандикапом. Финал.